Характеристики старинной кирпичной кладки

Характеристики старинной кирпичной кладки
Текст
Фото

Для того чтобы определить, к какому времени относится старая кирпичная кладка, нужно знать “кирпичную историю”.

Схема армирования кирпичной кладки

Схема армирования кирпичной кладки.

История кладки

Кирпичная кладка была известна еще в Египте и Месопотамии. Кирпичи тогда делали из речной глины, грязи и смолы и высушивали на солнце. Обжигать в печи их стали позже. Египтяне носили кирпичи на коромысле, а то, насколько ровная была кладка, определяли треугольником.

В древней Мексике и Америке самым распространенным строительным материалом был саман. В его составе историки нашли пористую известковую глину, кварц и смолу. Мексиканские пирамиды тоже были построены древними ацтеками из самана и до сих пор не разрушились.

В отличие от современных кирпичей, саманные кирпичи были плоскими и квадратными, а прямоугольного вида сырцовые кирпичи археологи впервые нашли в кладках храмов этрусков в Древнем Риме.

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича.

На Руси стали строить из кирпича храмы, крепости и терема примерно c 4 века нашей эры.

В 11-12 веках использовали плинфы – тяжелые тонкие плиты, в 15 веке уже появляется кирпич в виде бруска, названный “аристотелев”, по имени итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Кремль. Старинные кладки Собора Василия Блаженного, Казанского и Новгородского кремля также сооружены из “аристотелева” кирпича.

При Петре I появились первые кирпичные заводы, а в 19 веке – первая печь для обжига кирпичей.

Признаки старинной укладки

Процесс изготовления кирпичной кладки во все времена означал уложение кирпичей в особом порядке с помощью строительного раствора, поэтому признаки старинной кирпичной кладки устанавливают:

  • по характеристике кирпичей;
  • по способу их уложения;
  • по особенностям состава и нанесения строительного раствора.

Характеристика кирпичей

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб.

До 18 века кирпичи были неровные, с деформированными ребрами и гранями, так как производились вручную, но с появлением машинного производства в 40-х годах 19 века стали гладкими и ровными.

Со времен Петра Первого до начала 18 века размер кирпича составлял 14 см ширины, 28 см длины и 7 см толщины. потом, почти полтора столетия, наблюдается нестабильность размеров, и с 40-х годов 19 века размеры кирпичей приближаются к современным.

Начиная с 17 века, на кирпичи наносят клейма, которые чаще всего представляли собой 4-угольную рамку с указанием завода-изготовителя или его хозяина (хозяев). Поначалу на клеймах изображали животных (орлов, львов, единорогов), с конца 17 века на клейма стали наносить одну букву, а с середины 18 века – 2 или 3 буквы.

Ставили клейма сначала на тычке (то есть на торцевой, самой маленькой по площади стороне кирпича), а когда клейма стали большими (потому что на них приходилось помещать 2 или 3 буквы), их начали ставить на больших по площади частях кирпича.

Наиболее известные клейма 19 века – “КИТ” (заводы Китайцевых), “БАИ” (завод Байдуковой), “ФиШ” (Федотов и Шейдаков).

Способы уложения старинных кирпичей (техника старинной кладки или способы перевязки).

Чтобы разобрать способы перевязки, нужно знать, как называются грани кирпича. Наименьшая по площади грань кирпича называется тычок, наибольшая – постель, а средняя – ложок.

http://www.youtube.com/watch?v=0uGpI_F9Rso

Для старорусской кладки (другие названия этой кладки “тычок-ложок” – польская, верстовая готическая) характерно чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах. Этим способом были построены Голицынская больница и церковь Мученика Никиты на улице Старая Басманная в Москве.

Тычковая техника перевязки – это техника, при которой на поверхности кладки видны только тычки. В 17-18 веках тычковая техника применялась только в криволинейных сооружениях, а к 19 веку этой техникой уже строили целые здания (например, известные в Москве Провиантские склады).

Цепная техника старинной кладки – это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки друг под другом. Цепной перевязкой в 19 веке пользовались очень редко. В Москве ею построены здания Измайловского острова.

Крестовая техника похожа на цепную, но тычки располагаются не друг под другом, а под ложками.

Ложковой перевязкой выкладывались печные трубы, где все ряды (если посмотреть на готовую кладку) состоят из ложков.

Особенности состава раствора

Схема начальной кладки стен

Схема начальной кладки стен.

Для приготовления строительного раствора 18-го и первой половины 19 веков применяли жирную известь и горный (реже речной) крупный песок, добавляли толченую черепицу, белый камень или кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски, фактуры и для улучшения связующих свойств раствора.

С конца 19 века начинают применять цемент и более сложный (по прочностным характеристикам) строительный раствор.

Особенности нанесения

Старинная кирпичная кладка предполагала несколько способов нанесения строительного раствора (или обработки швов).

Затирка – самый древний способ обработки швов, использовался до начала 18 века, когда известью наполняли пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы не были видны.

С середины 18 века стали применять прямую одностороннюю подрезку – способ, при котором кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления.

В провинциях иногда применяли смешанный способ, когда внутреннюю поверхность кладки обрабатывали затиркой, а внешнюю – подрезкой. Некоторые сооружения, обработанные смешанным способом, до сих пор существуют в Калуге.

Подскребка стала известна с середины 19 века. Это способ, когда наряду с обработанными швами встречаются необработанные.

http://www.youtube.com/watch?v=XJ1dmSsrACs

Прорезка – очень редко встречающийся шов, в частности, его можно увидеть на старинных кладках московского Арбата и в городе Осташков.

В последнее время стало модным, чтобы кладка стены загородного дома или камина выглядела старой.

Как же самому состарить кирпич и сделать модную “старую” кладку?

Способы искусственного старения

Для того чтобы самостоятельно состарить кирпич, приготовьте:

  • долото и молоток;
  • крупнозернистую наждачную бумагу;
  • строительную кислоту;
  • парафин;
  • воск;
  • лампу паяльную;
  • губку;
  • мох;
  • акриловые краски.

http://www.youtube.com/watch?v=852rwKucJvU

Последовательность работ.

  1. ​Потрите крупнозернистой наждачной бумагой часть стены, которую вы хотите состарить.
  2. Долотом и молотком отбейте край нескольких кирпичей.
  3. Паяльной лампой или акриловыми красками черного и коричневого цветов “обуглите” всю поверхность кирпичной кладки. При работе с паяльной лампой, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности!
  4. В щели “старой” кладки набейте мох (да, да, самый обычный мох из ближайшей лесопосадки).
  5. Землей затрите швы.
  6. Чтобы защитить кладку от влаги и придать ей еще более старый и матовый вид, разогрейте воск, скипидар и парафин и этой смесью протрите поверхность стены.

Если вы не хотите “заморачиваться”, просто зайдите в строительный магазин и купите специальный состав для “кладки под старину”. В специализированных магазинах можно приобрести кирпичи, имитирующие старые камни. “Старые кирпичи” используют не только в целых кладках, но и в декоративных элементах.


Scarpe Tod’s primavera estate 2017: Foto Collezione Streethogan outlet anche per l’estate e molta attenzione alla cura deipeuterey outlet online dettagli più minimali, senza altri fronzoli. Lopeuterey outlet online spirito Tod’s per la linea scarpe donna peuterey outlet online primavera estate 2017 ha un mood adatto peuterey outlet online Sandali bassi, mocassini e tacchi comodipeuterey outlet online con un fil rouge preciso: la tomaia woolrich outlet online incrociata sul collo del piede. Massima woolrich outlet online comodità, piede abbracciato dal pellame woolrich outlet online di alta qualità e colori che spaziano woolrich outlet online dal cuoio al verde acido, senza hogan outlet online dimenticare nero e bianco. hogan outlet online Il marchio di Della Valle ci sorprende.SCARPE TOD’S DONNA PRIMAVERA ESTATE 2017 Per la mezza stagione primaverile,hogan outlet online ecco le loafers Tod’s! Comode scarpe flathogan outlet online dall’allure bon ton ma sempre urban style,hogan outlet online con quegli accenni jungle legati canada goose pas cher Le scarpe del catalogo Tod’s 2017 varianocanada goose pas cher dai modelli total white in pelle verniciata,canada goose pas cher al più discreto nude in suede, senzadoudoune moncler pas cher dimenticare i tocchi fashion del blu doudoune moncler pas cher zaffiro e del silver. Tod’s propone anche ledoudoune moncler pas cher sneakers stringate, ancora un richiamo aldoudoune moncler pas cher Presentata in occasione della Paris Fashiondoudoune moncler pas cher Week, la nuova collezione Christian Diordoudoune moncler pas cher primavera estate 2017 ci incanta con linee woolrich sito ufficiale pulite e rigorose che plasmano un guardarobawoolrich sito ufficiale ai limiti della femminilità con l’obiettivo woolrich sito ufficiale di dimostrare che anche un capo storicamente woolrich sito ufficiale maschile può plasmare a valorizzare alla perfezione una silhouette delicata. Una collezione moda donna diverse dalle altre. woolrich sito ufficiale Una linea contemporanea che non tradisce la filosofia della maison. Dior sulle passerelle ci mostra una femminilità estremante eterogenea che guarda al futurowoolrich sito ufficiale Presentata nella capitale italiana della moda in occasione di Milano Fashion Week, la collezione primavera estate 2017 di Max Mara è ispirata a Lina Bo Bardi, architetto e designer di fama internazionale.